Творческий путь театра
      В период первой русской революции театр стал центром проведения митингов, собраний и других общественно – политических мероприятий. В 1905 г. в нем состоялось первое заседание местной группы РСДРП. После нескольких не слишком прибыльных сезонов 22 июня 1910 г. на очередном собрании Кинешемской городской думы обсуждался вопрос: кому принадлежит театр – городу или музыкально – драматическому кружку. Вопрос решился в пользу города. В 1912-1913 гг. разнообразная афиша сезона привлекала в театр все слои населения, а антрепренер победно телеграфировал в столичный журнал: “Сделал небывалые дела: …прибыль 3500 рублей”.Сезон военного 1914 г. открылся 21 сентября “Последней жертвой”. Война заставила включить в репертуар ряд произведений на патриотическую тему, осуждавших германскую военщину в прошлом и настоящем.
      Антрепренером второго военного сезона стал А. Я. Барыкин. Поддерживая традиции кинешемского театра, он открыл сезон “Грозой”, а затем поставил еще девять пьес Островского, установив своеобразный рекорд.
      После Великой Октябрьской социалистической революции театр имени А.Н.Островского стал подлинным культурным центром города. Здесь проводились все торжественные заседания и многолюдные собрания. В феврале 1920 года в театре перед трудящимися Кинешмы выступил председатель ВЦИК М.И.Калинин.После установления в Кинешме Советской власти до 1921 г. театр находился в ведении отдела народного образования, затем перешел в распоряжение уездного политпросвета.
      В первые советские годы художниками – декораторами кинешемского театра работали Л. М. Чернов – Плесский, И.И. Голиков – выдающийся мастер палехской миниатюры. На кинешемской сцене делал свои первые шаги уроженец д. Ильино Сергей Иванович Попов (1904-1970), в последствии создавший целую галерею героических образов в театре и кино. Миллионы зрителей знают его по фильму “Пржевальский”. В 1958 г. нашему земляку было присвоено звание народного артиста СССР.
     Период нэпа сказался на идеологической направленности репертуара: возродились пьесы о неуправляемых людских инстинктах и адюльтерных историях, из жизни царей и авантюристов. В 1926-1928 гг. театральное дело вела дирекция УОНО. За два года осуществлено одиннадцать постановок Островского и других произведений классиков - “Горе от ума”, “Обрыв”, “Ревизор” по Гончарову, “Смерть Иоанна Грозного” и “Царь Федор Иоаннович” А. Толстой. Конец 20-х годов был завершен театром успешно.
      В начале 30-х продолжалось пополнение репертуара театра произведениями современной советской драматургии. В 1935-1937 гг. художественным руководителем и главным режиссером театра был Г. К. Невский, пропагандист классики и лучших современных пьес. В современном репертуаре все большее место начинает занимать антифашистская и оборонная тематика: в воздухе пахло войной. Два года (1938-1940) театр возглавлял А. Е. Ларинов – первый в кинешемском театре заслуженный артист РСФСР.
      После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз театр перестраивался на военный лад, продолжая сезон и в летние месяцы. Однако планам коллектива на самостоятельную работу не было суждено осуществиться: постановлением Ивановского облисполкома от 26 июля 1941 г. Кинешемский и Шуйский городские театры были слиты в Шуйско – Кинешемский объединенный театр. Он начал свою работу в Кинешме 22 августа 1941 г. недавно написанной К. Симоновым пьесой “Парень из нашего города”. В репертуаре объединенного театра были включены спектакли кинешемцев “В степях Украины”, “Мой сын” и шуян - “Парень из нашего города”, “Профессор Мамлок”, “Свадьба Кречинского”, но с новым распределением ролей. В октябре объединенный театр подготовил свои премьеры – последнюю комедию А. Раскина и М. Слободского “Тот, кого искали”, драму Шиллера “Разбойники”, пьесу о франко – прусской войне “Семья Марлье” – и дал концерт, сбор с которого пошел на теплые вещи фронтовикам. С 7 ноября 1941 г. театр продолжил работу в Шуе, через 4 месяца труппа была переброшена в Кинешму. Зимний сезон 1942-1943 гг. труппа провела в Шуе, осуществив постановку таких значительных произведений о Великой Отечественной войне, как “Русские люди ” К. Симонова и “Нашествие” Л. Леонова. После завершения сезона было сформировано несколько дружественных бригад для обслуживания посевной.
      С 22 мая по 11 июля 1943 г. в Кинешме состоялись гастроли Шуйского драматического театра им. М. Горького, что означало прекращение деятельности объединенного Шуйско – Кинешемского театра, вобравшего в свой состав артистов - кинешемцев. Кинешме предстояло восстановить свой театр и сформировать новую труппу. Она была создана из выпускников Театрального училища им. М. С. Щепкина (курс К. А. Зубова). 15 января 1944 г. Кинешемский драматический театр им. А. Н. Островского спектаклем “Женитьба Белугина” возобновил свою деятельность.
      Осенью 1944 г. бригада артистов Кинешемского драмтеатра выезжала со спектаклем “На бойком месте” на третий Прибалтийский фронт. Артисты дали 59 представлений, получили благодарность военного командования. Закончив второй сезон в Кинешме 13 мая, труппа выехала на гастроли в Иваново, Родники и города Горьковской области. Больше в Кинешме ей не пришлось работать. Решением Управления по делам искусств при Совете Министров РСФСР осенью 1945 г. в Кинешму была направлена труппа Мурманского областного театра драматического театра. В ее творческом составе было 32 человека.
      В период с 1946 по 1970 гг. в кинешемском театре 11 раз менялись творческие руководители. Несмотря на ряд удачных спектаклей, или поставленных, в целом такая режиссерская чехарда, конечно же , не способствовала развитию в Кинешме сценического искусства. Не случайно улучшение в работе театра связана с семилетней деятельностью на посту главного режиссера выпускника ГИТИСа Евгения Александровича Егорова. Молодой режиссер всем сердцем прикипел к Кинешме, воспринял и последовательно осуществлял традиции театра.
      В 70-е годы активно включился в творческий процесс очередной режиссер Ю. Я. Резниченко, тоже питомец ГИТИСа. Режиссура Егорова и Резниченко утверждала на кинешемской сцене новое творческое направление, тем более что связи с Малым театром значительно ослабли. Омолодилась труппа: так, в 1973 г. в ней насчитывалось 14 молодых актеров со специальным театральным образованием. В январе 1977 г. коллектив чествовал своего ветерана Михаила Дмитриевича Сапогина в связи с его 80-летием и 50-летием сценической деятельности.
      Осенью 1978 г. на высоком речном откосе Волги было сооружено новое здание Кинешемского драматического театра им. А. Н. Островского (архитекторы Б. Левшин и Л. Байер, конструкторы М. Кузьмин и В. Андреев). Оформление здания учитывало историю кинешемского театра, тесно связанную с творчеством Островского. Герои многих его пьес изображены на панно, вычеканены по металлу художником Е. Грибовым при участии Б. Антипова и С. Сотникова. Ряд персонажей запечатлен скульптором А. Ненашевой на гобеленах в вестибюле рядом с бюстом Островского, а также на театральном занавесе (художник А. Курзон). 27 октября 1978 года состоялось торжественное открытие нового здания театра.
      На этот радостный для кинешемцев праздник прибыло много гостей и среди них - представители Московского Малого театра народный артист СССР Е.В.Самойлов, заслуженные артисты РСФСР П.П.Садовский и О.М.Хорькова. Своим присутствием они вновь подтвердили дружескую связь "Дома Островского" со своим младшим братом - Кинешемским драматическим театром. Здесь же, на торжественном собрании, был официально закреплен договор о творческом содружестве двух театров. В 1978- 1983 гг. художественное руководство театром осуществляли главный режиссер Владимир Аркадьевич Рябинов и главный художник Юрий Федорович Виноградов. В это пятилетие в театр пришли артисты В. Долгова, О. Г. Ледова, Л. Я. Морозова, Л. В. Ненашева, В. Руденко, А. И. Рябинова, Б. И. Белевич, Г. А. Завалов, И. Д. Ковальчук, В. Б. Кокин, Е. А. Ледов, Е. И. Чудецкий, заслуженные артисты РСФСРА. Г. Лаптева и Г. С. Шевченко.
      Сезон 1979-1980 гг. открылся первой постановкой на советской сцене пьесы Н.Мирошниченко и Э.Боброва "Я завещаю вам..." - о последних днях жизни А.Н.Островского. В 1983-1989 гг. труппу пополнили артисты Л.В.Белова, Н.И.Крихтэ, В.Владимирова, Н.А.Машаткова, К.И.Тенякова, Н.И Ветровский, А.В.Машатков, заслуженный артист Узбекской ССР О.И.Рябцов, Д.Н.Чередниченко.
В 1987-1992 гг. художественное руководство театром осуществлял главный режиссер Владимир Александрович Баландин. Свой первый сезон в Кинешме он открыл постановкой драмы В.Губарева "Саркофаг" - о чернобыльской катастрофе, все последующие сезоны начинались пьесами Островского. Театр включает в репертуар новинки современной драматургии - "Дача Сталина" В.Губарева, "Сестры" Л. Разумовской, "Мать Иисуса" А. Володина и другие.
      В пероид так называемой перестройки и реформ театр оказался в тяжелом положении и не мог осуществить репертуарные замыслы. Снизилась посещаемость. Вновь началась частая смена главных режиссеров.
Возрождению традиционного интереса кинешемцев к сценическому искусству способствовал всероссийский показ спектаклей драматических и детских театров по произведениям Островского. Он состоялся в Кинешме с 14 по 21 апреля 1989 г.
Памятными для театра останутся "малые гастроли" в Москве в марте 1990 г. Во Дворце культуры АЗЛК кинешемцы показали свои спектакли "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Дача Сталина", "Аленький цветочек". 31 марта того же года после премьеры "Дамы-невидимки" Кальдерона состоялось чествование главного художника театра Юрия Федоровича Виноградова в связи с его 60-летием.
      Своим лучшим спектаклем 90 годов коллектив считает комедию "На всякого мудреца довольно простоты" в постановке Е.Ф.Денисова и сценографии О.И.Сахарова ...
В течение века Кинешемский драматический театр имени Островского проделал большую работу по эстетическому, нравственному и гражданскому воспитанию нескольких поколений зрителей. Были в его истории взлеты и падения, победы и неудачи, но он внес свой вклад в развитие сценического искусства России.
|