Главная А.Н.Островский и его пьесы Щелыково Волга и волжские города История создания театра Творческий путь театра
Театр в наши дни Музей театра Начинающему театралу Театральный этикет О сайте, связь с нами Гостевая книга


История создания театра


     Кинешемцы свято хранят память о великом писатели. Через 10 лет после его смерти был создан сначала музыкально-театральный кружок имени Островского, а затем и театр, душой и вдохновителем которого был инженер Н.П.Петин.

      Николай Петрович Петин, высокообразованный человек своего времени, страстный поклонник театрального искусства, был близким другом известного московского артиста и режиссера Южина-Сумбатова. В 1883 году Петин за активное участие в студенческих демонстрациях был выслан из столицы в Кинешму под надзор полиции. Здесь он работал инженером на заводе Философова.

      Очень скоро Петин стал заметной фигурой среди кинешемской интеллигенции. Это он задумал увековечить память А.Н.Островского. По его инициативе было подано прошение в городскую думу об организации в Кинешме народного театра. Потребность в нем мотивировалась тем, что "театр отвлече фабричных рабочих от кабаков, положительно повлияет на смягчение грубых нравов".

      Переписка с губернской канцелярией затянулась надолго. Губернатор не давал разрешения, но Петин с друзьями не отступал. Наконец разрешение было получено. Тогда против создания театра выступало городское духовенство. В свои проповедях попы призывали "громить бесовское дело". Но "дело" продолжало жить.Для театра требовалось помещение, а на покупку его - средства. А где их взять? "Шапка пошла по кругу". Жертвовали не только энтузиасты и сочувствующие этому благородному делу, отдавали свои трудовые гроши и многие рабочие. На эти деньги купили пустующий соляной амбар и начали его оборудовать под театр. Уже израсходовали около 10 тысяч рублей, а полностью работы еще не были закончены: не хватило средств. И снова "шапка пошла по кругу". Но среди пожертвователей, как писал с горькой иронией кинешемский корреспондент "Костромского листка", по-прежнему блистательно отсутствовали имена городских купцов-толстосумов и богачей-фабрикантов, которые предпочитали разбрасывать деньги на кутежи и роскошные званые ужины.

      Наконец театр был готов.Весть об открытии донеслась до столицы. Петербургский журнал “Театр и искусство” писал тогда: “О значении театра для Кинешмы, где шесть – семь тысяч жителей, и для окружающего его фабрично – заводского населения говорить нечего, тем более, что благодаря организованному здесь музыкально – драматическому обществу имени А. Н. Островского, театр будет поставлен, возможно, широко. Во всяком случае, Кинешма, к чести ее обывателей, одна из первых обзаведется учреждением, которое для многих, даже губернских городов, долго еще, вероятно, будет составлять предмет желаний”.

      Об открытии Кинешемского театра писали также московские и поволжские газеты и журналы. и это понятно. В то время не более пяти-шести уездных городов России имели свои зимние сцены. Официальное открытие театра состоялось зимой 1898 года. Первый спектакль поставили по пьесе Островского "Бедность не порок". Играли исключительно артисты-любители. Успех был огромный!

      В кружок театралов начали вливаться новые силы. Среди них были учителя Н.Ф.Киселев и М.И. Семеновский, начальник почты С.А.Сафонов, врачи Ф.П.Крылов, С.П.Яблоков, приказчик Н.П.Нестеров, старший впоследствии профессиональным артистом, и многие другие. В кружке уже насчитывалось больше 180 человек. Весной 1901 года кружковцы создают при театре библиотеку с читальней, где проводятся громкие читки художественной литературы и продаются книги. Поблизости была открыта чайная без спиртых напитков. Театр стал своеобразным народно-демократическим клубом, куда охотно шли рабочие.

      Постепенно культурно-просветительская деятельность театра принимала политическую окраску. В правление вошли представители рабочего класса. Кинешемский полицмейстер с тревогой следил за деятельностью театра. В своих донесениях Костромскому губернатору предлагал закрыть его "...дабы он не стал рассадником вредных идей". Опасения полицмейстера были небезосновательны.

      В 1907 году после разгрома и ареста "хлебной комиссии" приказом губернатора театр был закрыт. Библиотечную литературу и все имущество растащили, а помещение приспособили под казарму для казачьей сотни, прибывшей в город для наведения порядка. Только через два года, после больших хлопот и настояний, театр удалось открыть вновь. Теперь за его деятельностью был установленособый, постоянный надзор. В зрительном зале было официально поставлено кресло для представителя полиции.

      Ведущую роль в истории кинешемского театра сыграл "Дом Островского" - московский Малый театр. Творческие связи установились между обоими коллективами с первых шагов. Артисты старейшего русского театра считали своим долгом побывать в городе на Волге, с которым был крепко связан великий драматург, выступить на кинешемской сцене, помочь местной труппе. Новому театру была оказана также финансовая помощь.

      В мае 1898 года общество любителей драматического искусства пригласило на гастроли в Кинешму артистов Малого театра во главе с прославленой актерской семьей Садовских. Михаил Провыч, его жена Ольга Осиповна и их дочь Елизавета Михайловна играли в трех пьесах Островского. 26 мая в "Лесе" они исполнили роли Счастливцева, Улиты и Аксюши; 27 мая в"Талантах и поклонниках"-роли Мелузова, Домны Пантелеевны и Негиной; 28 мая в "Волках и овцах" выступили в ролях Мурзавецкого, Анфисы Тихоновны и Глафиры. Таким образом, в течение трех дней кинешемцы увидели в исполнение Садовских девять ролей. И каких!

      Ольга Осиповна и Михаил Провыч были первыми исполнителями многих ролей в пьесах Островского. Они получили эти роли из рук самого драматурга, который не раз говорил: "Ольга Осиповна играет все роли превосходно, Домну Пантелеевну-просто идеально". Поздее на сцене Кинешемского театра выступали Москвин, Пашенная, Гоголева, здесь начинали свою артистическую деятельность Корчагина - Александровская, земляк кинешемцев - народный артист СССР С.И.Папов и многие другие.
Hosted by uCoz